Филипп Старк: гений дизайна
Филипп Старк - дизайнерский гений современности
Филипп Старк сказал, что он может спроектировать стул в две минуты и отель в полтора дня. Предпочитая работать в одиночку, иногда “голым в спальне”, он разработал тысячи продуктов, интерьеров, зданий и сооружений для клиентов, начиная от Майкрософт до Баккара.
Славится своей эклектичной изобретательностью, стремлением к инновациям, росту экологической осведомленности и страстью к концепции демократичного дизайна, Филипп Старк - настоящий оригинал.
Старк стал широко известен в 1980-х годах в результате объединения смелого дизайна с практичностью и прочным качеством. Увлеченный тем, где и как живут люди, его стремление к лучшей жизни для максимально возможного числа людей привело его к созданию концепций предметов, настолько разнообразных - как мебель, лодки, освещение, офисное оборудование, модные аксессуары, арматуры для ванной комнаты и кухни. Если у творчества есть имя, это имя, безусловно, Филипп Старк.
"У меня есть психическая болезнь, называемая творчество", - говорит о себе дизайнер.
Естественно, что творческий гений, которым обладает Филипп Старк не распустился из ниоткуда. Его раннее творчество пришло от родителей. Отец был авиаконструктором, а мать - художником. Выросший в таких условиях, творчество оказало огромное влияние на молодого Филиппа и позволило разжечь страсть к дизайну. Изучать предмет он пойдет в школу продукта и дизайна интерьера Ниссим-де-Камондо в Париже.
Еще одно явное влияние на разнообразный и междисциплинарный подход Филиппа оказал вьетнамский дизайнер Квазар Khahn, который был отмечен за его дерзкий и яркий дизайн производства и продукции, далеко опередившие 60-е годы.
Филипп признает, что он влияет на современную моду и даже игрушки, и элементов новизны. Из-за своих многочисленных путешествий, он был вдохновлен понятиями как эклектика, как японская простота и итальянский футуризм.
Филипп родился в Париже, 18 января 1949 года.
Воодушевленный своим отцом, в детстве любил разобрать различные предметы, такие как велосипеды на части, чтобы изучить их и выяснить, как они работают. (В зрелые годы он перешел на мотоциклы.)
Старк выбыл из высшей школы Ниссим-де-Камондо после двух лет пятилетнего курса, с желанием оставить свой след в мире дизайна - ему не терпелось приступить к избранной сфере творчества.
В конце 1960-х годов, молодой дизайнер открыл свою первую дизайнерскую компанию, чтобы создать различные предметы, включая стулья и другие предметы мебели.
В 1970-х он начал карьеру в качестве дизайнера интерьеров. Две работы, в частности, с этого периода принесли ему широкое признание. Смелые интерьеры - бар отеля в Монтрей, созданный в 1976 году, и интерьеры легендарного Парижского ночного клуба Ле-Бен в 1978 году.
В 1980 году Филипп основал компанию промышленного дизайна продукции Старк, занимающуюся производством и сбытом своих творений. Название компании было изменено на Убик, по роману Филипа К. Дика, чьей многогранной фантазией увлекался Старк.
В 1982 году он был одним из дизайнеров, которые были выбраны для ремонта частных апартаментов президента Франции Франсуа Миттерана в Елисейском Дворце, по рекомендации министра культуры Жака Ланга, поклонника творчества Старка. Выдающиеся результаты начали международную карьеру Филиппа Старка.
Далее были его конструкции для интерьеров кафе Костас в Париже в 1984 году, в том числе особенно элегантный стул на трех ножках, который действительно принес ему мировую славу, а также приливную волну комиссий со всего земного шара. Проекты кафе были вдохновлены железнодорожным вокзалом в Будапеште.
В 1988 году Филиппу Старку было поручено разработать мебель, стены, освещение и интерьеры отеля Ройялтон (royalton) в Нью-Йорке. Успех этого проекта привел к аналогичной просьбе из другого престижного отеля Big Apple. После бутик-отели во всем мире стали искать его услуг.
Один из самых узнаваемых современных построек в Токио - это пивной зал Асахи, был разработан Старком и построен в 1989 году. Форма здания - бокал пива и пламя, огромные золотые структуры.
Для Картелль (kartell) он спроектировал стул Ла-Мари, первый в мире полностью прозрачный стул. Изготовлен из поликарбоната, ударопрочный, надежный, с восхитительно бесплотным качеством и удивительной легкостью.
Также для kartell, Филипп разработал стул Призрак Луи, кресло в классическом стиле Людовика XVI. Изготовлен из прозрачного литого поликарбоната, он стал мировым бестселлером - дизайнерский стул Филиппа Старка разошелся тиражом более полутора миллионов единиц.
Он создал первый в мире дизайн компьютерной мышки для Microsoft. Оптическая мышь с цветной подсветкой позвоночника и ровный серебристый контур.
Филипп работал с компании Puma в разработке обуви. Супер-прохладный, легкий и футуристический образ, они получили мгновенный взлет продаж среди последователей моды.
Он вступил в деловое партнерство с сетью ресторанов "Кatsuya sushi" в США - с его гладкими и знойными интерьерами, большой хит.
В 2008 году он получил честь быть назначенным художественным руководителем на период председательства Франции в Европейском Союзе.
Дальнейшей национальной чести Старк был удостоен в 2009 году, когда он стал послом творчества и инноваций своей страны, выполняя самые престижные роли.
В 2012 году Филипп Старк оказался втянутым в некоторое противоречие. Его Убик компания выполняла дизайн супер-яхты Венера, для Стива Джобса. Однако Джобс умер до завершения строительства сто миллионного проекта. После спора из-за непоступления платежей, яхта была конфискована в порту Амстердама, и освобождена только после погашения векселя через три дня.
Последний проект Филиппа Старка - это роскошный отель в городе Мец. На этот раз это не просто интерьеры, так как впервые в карьере дизайнера будет курироваться весь проект. 90 номеров и 9 люксов, спа, тренажерный зал, рестораны и конференц-залы, завершение строительства запланировано на 2018 год и может стать венцом уже звездной карьеры знаменитого дизайнера.
Все вышеизложенное, внушительно, но не охватывает все аспекты карьеры дизайнера - от зубной щетки до яхты, кажется, что нельзя найти сферу повседневной жизни, в которой Филипп Старк не сделал свой вклад в дизайн. Необычно, своеобразно и интересно, он сегодня считается одним из самых влиятельных современных дизайнеров, и при это он не показывает никаких признаков замедления своей карьеры.
В интервью "Гарвард бизнес ревью" (апрель 2013 г.) на вопрос "в чем же секрет, что Вы можете столь быстро и продуктивно работать?", Филипп Старк ответил:
- Я что-то вроде современного монаха. Мы с женой не ходим на обеды. Мы не ходим в коктейли. Мы не ходим в кино. Мы не смотрим телевизор. Я не использую свою энергию на других людей. Я просто работаю и читаю. Я живу - напротив меня белая страница. Конечно, большую часть года мне приходится путешествовать, разговаривать с журналистами, инженерами и тому подобное, и это самое страшное. Но с 15 июня по 15 сентября, я стараюсь жить совершенно уединенно, в заперли в одном из моих домов, работая с 8 утра до 8 вечера, или учитываю мои собственные биоритмы: работа три часа, сон 45 минут, работа три часа, сон 45 минут, в течение 24 часов, без еды. Я немного болен. Но я, как доктор Фауст. Я заключил договор с дьяволом, чтобы продать свою жизнь для творчества.
В этом же интервью его спросили: "вы хороший начальник?"
- Я управляю в свое отсутствие. Я хожу в офис два-три раза в месяц, и это самые худшие дни для меня. Пусть люди в моей команде делают то, что они хотят и когда они хотят, но результат должен быть безупречным, кристально идеальный. Я не могу согласиться, чтобы лень или что-нибудь не интеллектуальное стали причиной какой-либо задержки. Если мы говорим, что доставим проект 20-го в 5 часов вечера, то 20-го в 5 часов вечера мы должны взорвать умы заказчиков, которых мы представляем.
Филипп Старк, интервью Филиппу Симону (2000 год)
- Я пытаюсь двигаться в сторону создания объектов, которые являются честными, объекты для потребителей, для "современных бунтарей". Послушайте, уже созданы миллионы отличных кресел, которые очень удобные, лампы, которые дают свет, и так далее. Нужно ли создавать еще? Единственный вопрос: что новый объект принесет человеку, кто собирается использовать его?
Главное сегодня - не создать автомобиль или стул, который является более красивым, чем другой. Самое важное для всех нас, чтобы бороться всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами против того, что угасает: любовь.
Сегодня проблема не производить больше, так чтобы вы продать больше. Фундаментальный вопрос заключается в том, имеет ли право продукт на существование. И это правильно. Задача дизайнера и его обязанности, в первую очередь, ставить вопрос о легитимности продукта, и как он будет существовать. В зависимости от того, какой ответ он себе дает - одна из самых позитивных вещей, что дизайнер может сделать, это отказаться от продукта.
Главная задача, когда я был художественным руководителем в Thomson четыре года - сделать компанию добродетельной. Не потому, что у них было желание творить зло, а потому, что они просто забыли свое предназначение в жизни - быть полезным, использовать свои навыки, чтобы быть полезным. Важно, чтобы попытаться сыграть роль дружественного "врага внутри". То есть, чтобы заинтересовать крупные компании, а также исследовательские центры - вернуться к тому, что источник всей их деятельности - служить другим.
Это даже означает изменение слова, которое они используют. Одна из вещей, которые я сделал в Томсон - убедил изменить свое имя. Томсон называли раньше ТВК - Томсон потребительской электроники, и я спросил их: кто хочет быть "потребительской электроникой?"
Другая важная вещь, что я сделал в Томсон - ввел вне закона слово "потребитель" во всех заседаниях и настаивал заменить его словами "мой друг", "моя жена", "моя дочь", "мама", или "я сам".
Это не звучит одинаково, если вы говорите: "это неважно, что это говно, но потребители будут делать с ней то-то" и если вы начнете сначала и скажете: "это дерьмо, но это не важно, моя дочь будет с ним делать"... Огромная задача будет выполнена с такого рода символическим перемещением.
Профессиональные и личные секреты Филиппа Старка, самого знаменитого дизайнера современности:
1. Творчество - это тяжелый труд
“Я иду в мой дом в Форментера. Когда я там, я работаю, работаю, работаю день и ночь, рядом с моей женой, это очень скучно для нее, она одна, когда я работаю по 8-10 часов в день, особенно с июня до середины сентября и все делается за это время. Это мой период творчества”.
2. Творчество-это не весело
“Это не весело - создавать. Это лучшее время в вашей жизни, но это не удовольствие. Это как наркомания. Вы должны знать, что в конце августа я уничтожен, и мне надо идти в поликлинику. После трех месяцев работы, я хожу в клинику, чтобы отдохнуть, потому что я уничтожен, и мне больно везде. Я не могу принимать никаких решений”.
3. Давление не проблема
“Я доказательство давления. Невозможно давить на меня. Я самый свободный человек в мире. Но когда вы создаете прогресс, вы делаете все лучше и лучше. Когда вы начинаете улучшать его, то очень трудно продолжать бесконечно”.
4. Дизайн должен быть вне времени
“Дизайнер обязан создать вневременной дизайн. Чтобы быть вне времени - вы думаете, что он направлен очень далеко в будущее, а не в следующий год, не через два года, но в 20 лет минимум.”
5. Успех не в цифрах
“Я работал всю жизнь, чтобы оставаться минимально возможным. Для меня это было возможно, стать деловым человеком с компанией в 400 дизайнеров и стать очень богатым. Но я не хочу этого. Два года назад, когда у меня было 60 или 70 человек, я закрыл компанию. Я заплатил все и развалил компанию, чтобы я мог начать все заново с нуля, чтобы убедиться, что я всегда могу остаться наименее возможным”.
6. Творчество - это личная вещь
“Творчество - это не творчество - это не вдохновение, это просто парень, голый, в титульной части страницы. Это означает, что все, что вы видите, что это хорошо, это я, все, что вы видите, что это плохо, это я”.
7. Дизайн не может решить все
“Каждое время имеет свой собственный инструмент или свое собственное оружие, и любой инструмент или оружие имеет свое собственное время. Для нас задача сегодня, вызов насилию и срочность этой задачи, конструкция может быть не правильным инструментом для следующих 20 лет.”
8. Существует 2 вида дизайна
“Существует два типа конструкции: полезное, которое спасает жизнь и бесполезно, которое не спасает жизнь. Сегодня дизайн не спасает жизнь. Дизайн никогда не спас жизнь, но прежде это не было так срочно. Дизайн в лучшем случае может попытаться улучшить жизнь”.
9. Что такое счастье
“Я не знаю, что такое счастье, но так как я женился на Жасмин - я начинаю это понимать.”
10. Никогда не быть удовлетворенным
“Я всегда разочарован. Иногда, потому что я очень женственный - я плачу, когда вижу результаты. Я никогда не поеду в отели или рестораны, которые я разработал, потому что для меня они как зеркало, которое отражает все мои ошибки, мои слабости. Я всегда разочарован в себе”.
И еще, несколько цитат великого мастера.
ФИЛИПП СТАРК ЦИТАТЫ:
- Я должен влюбиться в клиента. Если вы хотите красивых детей, родители должны быть в любви.
- Важно придать любви в том месте, где вы живете. Это не нормально нанимать дизайнера интерьера, чтобы создать дом для вас, потому что это не хорошо жить в чужой фантазии. Человек должен выбрать для себя и печать своей личности на месте. Они должны смешивать и сочетать все, чтобы сделать свой собственный коктейль.
- Моя идея состоит в том, чтобы принести счастье, уважение, видение. поэзию, сюрреализм и магию в дизайн.
- Для меня роскошь - это интеллект и качество. Я не вижу много интеллекта и качества в роскоши, когда она используется, чтобы быстро сделать большие деньги.
- Все, что я делаю - это символ. Все, имеет смысл.
- Зубная щетка - это 28 граммов материи, 28 франков, чтобы ее купить. Это сделано, чтобы избавиться от обрывков мяса между зубов. Каждый грамм вещества должен предоставлять свои услуги как можно лучше. Моя профессия - быть производителем плодородных сюрпризов, открывалка дверей в головы людей.
- Я пытаюсь вспомнить, почему этот объект вообще существует, и почему кто-то должен взять на себя труд пересмотреть его. Я не считаю, что технических или коммерческих параметров должно быть столько же много, как стремления к мечте, которое люди пытаются проецировать на объект.
- Если вы богаты и знамениты, и вы покупаете квартиру или дом, и Вы не знаете что делать, вы будете нанимать дизайнера интерьера. Но в конце концов вы не будете делать свой собственный дом. Вы будете брать шаблоны жизни, прожитой вашим дизайнером интерьера, и это глупо. Со знанием вы будете делать это самостоятельно.
- Вы должны иметь свою собственную ответственность, собственное сознание.
- Возможно, через 50 лет, 60 лет, мы смогли бы полностью закончить эту цивилизацию, и предложить нашим детям возможность придумать себе новую историю, новую поэзию, новый романтизм.
- Никто не обязан быть гением, но каждый должен участвовать.
- Бог - это ответ, когда мы не знаем ответа.
- Я отказался от всех, включая знаменитостей.
- Я просто копир, самозванец. Я жду, я читаю журналы. Через некоторое время мои мозги посылают мне товар... я лишь Издатель произведений моего мозга.
- Со структурной точки зрения, дизайн - это совершенно бесполезно... я пытался дать моему продукту больше чувств и энергии. Но даже когда я дал лучшее из себя, получился абсурд.
- Элегантность и честность - вот два обязательных параметров для любого производства человека.
- Дизайн - это инструмент, чтобы помочь племени.
- Любой может построить здание, которое защищает человека от жары, солнца и холода. Что я намерен сделать - создать место, где они могут проснуться умнее.
- Везде, где я ищу - стремление достичь элегантности и интеллекта.