Составление характеристики на работника с места работы
Однако довольно часто процедура оформления документа вызывает немало вопросов у ответственных за ее выполнение сотрудников: какова форма характеристики, какие сведения она должна содержать и кем должна быть подписана. На самом деле, ничего проблематичного в ее составлении нет и ошибиться при подготовке документа довольно сложно.
Виды характеристик
В зависимости от того, для каких целей составляется характеристика, выделяют следующие ее виды:
- Внутренняя. Создается для использования внутри организации, например, при переводе работника из одного подразделения в другое, наложении дисциплинарного взыскания или вынесении благодарности.
- Внешняя. Составляется по заявлению работника для предоставления в различные государственные органы.
Очевидно, что структура документа и содержащиеся в нем сведения зависят от организации, для предъявления в которую он составляется.
Содержание характеристики
Несмотря на то, что конкретных требований к форме характеристики, установленных каким-либо государственным органом, не существует, стоит руководствоваться общими принципами составления документов. Кроме того, характеристика должна содержать следующие сведения:
- Личные данные характеризуемого лица: фамилию, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, образование и наличие прочих регалий.
- Информация о работе: профессия и специальность, стаж работы, наличие оконченных курсов повышения квалификации, сведения о карьерном росте как в рамках организации, выдающей характеристику, так и в других компаниях, в которых работник трудился ранее. Кроме того, стоит отметить факт наличия у работника разнообразных награждений и поощрений или дисциплинарных взысканий.
- Личностные характеристики: основные черты характера работника, которые могут оказывать влияние на окружающих его людей и выполнение им своих профессиональных обязанностей. К примеру, оформляя характеристику на руководителя, стоит отметить его организаторские способности, умение работать с людьми, ставить цели и делегировать полномочия для их достижения. Ключевыми чертами, характеризующими работника-исполнителя, могут стать умение работать в команде, инициативность, готовность выполнять поставленные перед ним задачи и предлагать свои варианты их решения.
Форма характеристики
В зависимости от внутренних требований компании к оформлению документации, характеристика может быть подготовлена как на простом листе бумаги, так и на специальном бланке с реквизитами организации, ее фирменным знаком и прочими отличительными элементами. В том случае, если характеристика предоставляется по запросу для предъявления в какое-либо учреждение, необходимо указать его наименование.
Готовый документ должен содержать следующие сведения:
- наименование организации, выдавшей бумагу;
- дата выдачи;
- текст характеристики;
- место предоставления документа;
- Ф.И.О., должность и подпись лица, выдавшего характеристику.
Правом подписи подобной бумаги обладает руководитель предприятия, подразделения, в котором трудится работник, или сотрудник кадровой службы. Кроме того, на документ необходимо поставить печать организации.
Пример характеристики на работника
Характеристика на работника с места работы может выглядеть следующим образом:[divider]
Характеристика
Характеристика выдана Петровой Ирине Борисовне, с 16.04.2002 г. занимающей должность бухгалтера-экономиста в ПАО «Янтарь».
Петрова И.Б. имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит», за время работы направлялась на курсы повышения квалификации по направлениям «Бухгалтерский учет анализ и аудит», «Анализ финансового состояния компании», «1С от А до Я». Ирина Борисовна неоднократно награждалась почетными грамотами, получала благодарности и материальные поощрения за добросовестный и плодотворный труд.
Петрова И.Б. имеет навыки ведения деловых переговоров, обладает обширными знаниями в своей сфере деятельности, коллегами характеризуется как коммуникабельный человек, способный работать над задачей как самостоятельно, так и в составе проектной группы.
Характеристика выдана по месту требования.
Начальник экономического отдела ПАО «Янтарь» Филиппов Ю.П.
[divider]Итак, несмотря на то, что законодатель не устанавливает определенную форму характеристики, при ее составлении следует придерживаться определенного шаблона для того, чтобы подготовить документ, отвечающий всем требованиям государственных органов. В том случае, если характеристика создается для использования внутри организации, можно воспользоваться упрощенной формой с минимумом данных о работнике и не заверять ее печатью компании.